К истории вещей: колготки
А, между прочим, мир вещей увлекателен и многогранен. Мы, люди XXI века, обладатели колоссального количества предметов, которое породил прогресс, слабо представляем, откуда они взялись. Мы просто пользуемся.
Наши кухни оснащены по последнему слову техники: мы уже не представляем себе жизнь без миксеров, плит, посудомоечных машин и многого другого, что экономит наше быстротекущее время. А ведь каждый такой помощник не сразу возник, его нынешнему воплощению предшествовали многочисленные предки.
В данной статье мы поговорим о колготках – вещице незаменимой, ведь ни одна из нас, будь то маленькая девочка, только что выросшая из ползунков, школьница или же шикарная светская львица не может представить себя без них. Колготки. Сколько радости мы чувствуем, распечатывая новую упаковку и примеряя вторую кожу – тончайшую или плотную, тельного цвета или, наоборот, цвета "загар", элегантного черного или кричащего яркого цвета.
А какие возможности у них, таких маленьких, помещающихся в кулачке! Не надо три дня сидеть на кефире, чтобы чуточку сбросить вес, достаточно просто надеть колготы с утягивающим эффектом, и... о, чудо, мы на размер меньше!
И совершенно противоположные восторгам эмоции из-за них же любезных, когда, собираясь на работу или в ресторан, так некстати обнаруживается "стрелка", и наша уверенность в собственной неотразимости начинает стремительно падать вниз прямо пропорционально ползущей вверх прорехе.
Да, без них никуда!.. Интересно, откуда же взялось это содержащее эластан, дэны, шерсть или хлопок сокровище? Чтобы подробно рассмотреть этот вопрос, потребуется целое диссертационное исследование, но в рамках нашей статьи мы сможем обозначить лишь некоторые вехи.
Прежде чем верх воссоединился с низом, и колготки обрели тот вид, который привычен для нас, этот элемент дамского туалета претерпел ряд воплощений. Трико, панталоны, гетры, чулки в разные времена у различных народов комбинировались друг с другом, плотно облегая ноги, составляя единое целое.
Первые прототипы чулок – вязаные носки – были найдены в коптских гробницах V века н. э. Затем, видимо, искусство вязания было надолго утрачено и восстановлено через 800 лет – в ХIII в. Варварские европейские племена чулки шили из полотна или тонкой кожи. Следует отметить, что подобного рода одежду носили мужчины.
Одежда начала Эпохи Возрождения (XIV-XV вв.) отличается от одежды предшествующего периода роскошью, разнообразием фасонов и богатой палитрой. Ноги богатых венецианцев своей экстравагантностью затмили бы сейчас ноги подиумных див: одна нога – в зеленом, другая – в белом трико. Все это буйство завершалось красными бархатными туфлями, шитыми золотом!
Дальше - еще интереснее. В XV веке в моде также царит разнообразие, да еще какое: левая нога по венецианскому обычаю в продольно-полосатом, черно-белом трико, правая – голая.
Во Франции начала XVI века придворный мужской костюм включал в себя гетры из легкой материи (саржа, этамин, тонкая шерсть). Ноги до колен покрывались полосами из различных материй со спирально расположенными отделками из ажурных вышивок и прошивок, иногда различных на обеих ногах. Ну, чем ни предшественники колгот с рисунком?
А англичане в том же XVI веке в своих модных веяниях продвинулись еще ближе к современному виду колгот. Узкие, вязанные из шелка брюки, плотно облегающие формы ног, появляются впервые в 1540 году на короле Генрихе VIII. Затем они быстро распространяются во всех остальных европейских дворах, где до сих пор носили только сшивные панталоны в виде чулок.
В средние века чулки как самостоятельная часть одежды не были известны; в эпоху бургундской и испанской моды, то есть до XVII века, носили цветные, часто многоцветные чулки-панталоны. И только в XVI веке в Испании получили всеобщее распространение чулки, связанные вручную. Такие чулки украшали цветными вышитыми клиньями.
В 1589 г. английский священник Уильям Ли в Кембридже изобрел первый вязальный станок для чулок. Трико распространились повсюду благодаря появлению вязальной машины. Одна такая машина состояла из 2500 частей; на ней можно было связать за день не более 344 рядов петель (совсем ничтожное количество по сравнению с современным оборудованием). Этой же машиной, но в усовершенствованном виде, пользовались вплоть до XVIII столетия. Чулки, связанные на станке, начали вытеснять модные тогда чулки, сшитые из шелка и бархата, которые, впрочем, полностью вышли из моды только в конце XVIII столетия.
Франция, XVII век. Разве мог самый эпатажный король Европы - Король-Солнце, Людовик XIV - не обратить внимания на эту часть одежды? Конечно же, нет. При Людовике XIV носили светло-синие или красные чулки до колен – такие чулки мы сегодня называем гольфами. В период его правления цветные чулки стали важной составной частью изысканного костюма; позднее было принято носить их в цвет костюма.
Элегантные женщины в подражание маркизе Помпадур начали носить кружевные чулки. Появление первых нитяных чулок, заменивших собою шелковые, привозимые из Милана и Англии, относится к последним годам XVII столетия; их прикрепляли подвязкой выше колена.
Панталоны и чулки соединяли наколенники (canons). Это были настоящие ножные манжеты, отделанные лентами и двумя-тремя рядами генуэзских кружев; они делались из сложенного вдвое голландского полотна.
С 1670 года в моде короткие узкие штаны и высокие чулки, и уже нет надобности в пышных наколенниках. Белые чулки с изысканными подвязками в ходу и у дам. Вспомним игривые сюжеты полотен Фрагонара, Ватто и Буше.
В XVIII веке существовал изумительный способ распространения французской моды. К каждому сезону в столицы Европы посылали двух кукол: большую - в вечернем туалете, и маленькую – в домашнем платье. Куклы носили имя Пандора. На крошечных ножках вестниц моды обязательно были чулки с подвязками. При Наполеоне I эта своеобразная реклама французской моды была запрещена - это была необходимая мера безопасности в связи с процветавшим шпионажем.
В эпоху Регентства, в царствование Людовика XV верхнее платье становится проще, талия опускается ниже, платье делается более коротким. Штаны доходили только до колен и полностью прикрывались кафтаном, поэтому только чулки, натянутые поверх них и стянутые подвязками, виднелись из-под колоколообразных фалд кафтана.
Иными словами, если упростить речь до современного разговорного языка: пиджак, надетый поверх колготок... Звучит нелепо. Но мы не в состоянии передать весь тот изыск и манерность, бытовавшие четыреста лет назад.
С 1730 года вместо красных и синих чулок стали носить белые или светлые; черные чулки носили духовные лица, судьи, учителя, они же надевались при трауре.
Француженки в конце XVIII столетия предпочитали носить белые чулки с цветной вышивкой. Кавалеры обтягивают ноги белым шелковым трико или длинными чулками в паре с короткими штанами (ну чем не предшественники наших колготок с утягивающим верхом?).
С середины XIX века женщины начали носить белые чулки. Чем больше укорачивались женские юбки, тем большее внимание уделяли чулкам.
В XX веке вновь становятся актуальными модные тенденции предыдущих веков (так называемая цикличность моды). Итак, давайте проследим, что оставило старого и привнесло нового очередное столетие.
В 1900 – 1914 гг. в моду вошли ажурные чулки. Черные шерстяные чулки носили все девушки в период, пока шла Первая Мировой война, поскольку белые считались легкомысленными. Однако, к началу 20-х годов появились чулки с разнообразными рисунками, например, со змеями, обвивающимися вокруг лодыжек, и разного цвета, включая небесно-голубой, телесный и желтый.
Появился новый материал - искусственный шелк, чулки из которого не так привлекали покупательниц, как изделия из натурального шелка, из-за его непрочности при намокании. Пикантное добавление: Коко Шанель и богатая американская пара Мерфи начали загорать еще в 1922 году. Внезапно загар перестал быть характерной чертой крестьянина и вошел в моду. Ноги в колготках цвета "загар" вошли в повседневную моду и продолжают доминировать на рынке и сегодня. А черные чулки теперь надевают чаще всего с вечерним платьем или на похороны.
К 1930-м годам в изготовлении чулок и гольф стала использоваться резиновая нить, латекс, хотя пояса с подвязками по-прежнему считались самым надежным способом крепления чулок. В моде по-прежнему оставались разноцветные чулки: от медного до бледно-голубого.
Подлинная революция произошла с появлением нейлона, тем более, что за годы Второй Мировой войны женщины соскучились по тонким чулкам.
Вскоре стало возможным выпускать чулки толщиной 15 ден, которые в свое время казались недостижимо тонкими.
Когда распространились мини-юбки (1960-е), появились подходящие к ним по стилю чулочные изделия: микросетка, ажур и кружевной рисунок, сначала мелкий, затем все крупнее. Мери Куант создала свою собственную линию чулочных изделий еще в 1965 году. К 1967 году она наладила выпуск колготок с ее знаменитой маргариткой в качестве товарного знака.
Говорят, что появление колготок было спровоцировано рок-н-роллом. Уж больно неудобно было его танцевать в традиционных чулках с подвязками. До этого, как ни странно сейчас звучит, колготы были прерогативой спортсменов и актеров. Когда Мэри Куант обрезала юбку по самое мини, колготки одержали окончательную победу.
К началу 1980-годов колготки в очередной раз покрылись рисунком. Принцесса Диана Уэльская ввела в моду маленькие украшения на лодыжках. А, начиная с 90-х гг., чулочные изделия стали строго зависеть от моды на цвет данного сезона, и пристрастие к черным непрозрачным колготкам, поддерживаемое такими дизайнерами, как Рей Кавакубо из "Комм де Гарсон", привело к тому, что круг замкнулся, и возвратились популярные черные чулки начала ХХ столетия.
Третье тысячелетие началось с буйства красок в коллекциях модных дизайнеров. Не обошла эта тенденция и колготки. Предпочтение отдавалось самым экстравагантным расцветкам: розовому, голубому, фиолетовому, цвету фуксии. Актуальны были изумруд, бирюза, оранжевый, а также черно-белые узоры.
В нынешнем сезоне можно смело экспериментировать с цветами, фактурами и даже швами на колготках. В целом, тенденции 2005года можно охарактеризовать одним словом – экстравагантность. Судите сами: в нынешнем году в одежде приветствуется элемент случайности. К головному убору не надо подбирать шарф, перчатки не сочетаются с сумочкой и т.д. Я бы назвала такой подход "одевание вслепую" или "в темной комнате": что попало под руку, то и надевай! Хорошо ли это? – решайте сами.
Но вернемся к колготкам. Не актуален блеск, лучше носите матовые колготки. Матовость можно узнать по значку Lycra 3D на упаковке.
В заключение дадим нашим читательницам несколько полезных советов, относящихся к правилам подбора колготок вообще: очень полнят ноги белые и цветные колготки, а также колготки с рисунком (особенно поперечные полосы). Черные колготы стройнят ноги, но не ко всякой одежде подходят. Лучше всего выглядят ноги в колготках телесного или пастельного цветов. Многие женщины совершают ошибку, стараясь подбирать цвет колготок под цвет одежды. Куда важнее подбирать их под цвет обуви - этим вы создаете непрерывную линию всего силуэта, как бы удлиняя его.
Рисунок колгот допускает любые варианты. Вне конкуренции пребывает, наверное, только шов. Ничто так не привлекает мужского внимания, как этот элегантный восклицательный знак сексуальности. Именно поэтому наличие колготок со швом предполагает обязательное наличие достойного содержания – красивых ног.
Сложнее с пресловутой сеточкой. То она считается признаком вульгарности и безвкусицы, то снова выносится на подиумы. Сейчас опять сетка актуальна. Пикантно смотрится очень мелкая сетка, которую на расстоянии не разглядеть, и лишь вблизи можно разглядеть просвечивающую кожу. Сеточку более крупной вязки сегодня актуально носить поверх цветных колгот. Заметьте: сеточку с мелким плетением лучше носить с обувью классического фасона, тогда вы будете выглядеть стильно, а не вульгарно. То же самое правило стоит соблюдать с яркими узорчатыми колготками: чем красочнее узор, тем сдержаннее должны быть туфли, ботильоны или сапожки.
А.В.Пахомова, доцент кафедры Промышленного искусства МГХПУ им С.Г. Строганова, член Союза Дизайнеров Москвы
Иcточник: Женские штучки
Подписка на рассылку новинок и промо-кодов